Короле́вство Шве́ция (швед. Konungariket Sverige) — государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове, член Европейского союза с 1 января 1995 и страна, подписавшая Шенгенское соглашение. Конституционная монархия. В НАТО не входит. Название страны происходит от скандинавского svear-rige — «государство свеев». Столица — Стокгольм (население 1,7 млн).
По площади (449 964 км²) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы.

Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова. По площади (449 964 км²) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы. На западе Швеция граничит с Норвегией (длина границы 1619 км), на северо-востоке — с Финляндией (614 км), а с востока и юга ее омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. Общая протяженность границ составляет 2,333 км. На юге проливы Эресунн, Каттегат и Скагеррак отделяют Швецию от Дании.

Несмотря на расположение в северных широтах, Швеция — страна умеренного климата, в основном, благодаря Гольфстриму. Однако меридиональная вытянутость (страна простирается от 69 градусов с.ш. до 55 градусов с.ш.) и близости Атлантики влияют на климатические условия в стране. Северные, западные и восточные районы Швеции от алтантических ветров защищают Скандинавские горы, поэтому зимы здесь более холодные, а лето непродолжительное. Также надо отметить, что небольшая часть на севере страны находится за пределами северного полярного круга, поэтому здесь господствует субарктический тип климата. Средняя температура января составляет примерно −14 °C, а в некоторых районах до −16 °C. Летом средняя температура +17 °C. На юго-западе Швеции от Гётеборга до Мальме и на островах в Балтике климатические условия смягчаются теплыми Атлантическими ветрами. Зимы здесь более теплые, а лето более продолжительное, но дождливое. Средняя летняя температура +22 °C, зимняя около −4 °C. Среднее годовое количество осадков колеблется от 700 мм на западном побережье Южной Швеции до 500 мм в северных районах, в горах выпадает до 2000 мм осадков. В северных частях преобладают таёжные леса (сосна, ель, берёза, осина), южнее — смешанные хвойно-широколиственные, на крайнем юге — широколиственные (дуб, бук). В северных горных районах доминирует субарктический климат. Часть страны расположена за северным полярным кругом, где солнце не заходит ночью в летнее время, а зимой наступает полярная ночь. Воды Балтийского моря и Ботнического залива ещё более смягчают климат в восточных частях. На востоке расположено плоскогорье Норланд (высотой от 200 до 800 м). На крайнем юге расположена возвышенность Смоланд. Для Швеции характерны холмистые мореные ландшафты, подзолистые почвы, которые отличаются сильной каменистостью, малой мощностью, преобладанием песчаных и щебнистых разностей, повышенной кислотностью, и хвойные леса. Пахотные земли занимают 7 % . Большая часть страны покрыта лесами (64 %), по этому показателю Швеция занимает первое место в Европе. Преобладают таёжные леса на подзолистых почвах, образующие крупные массивы к северу от 60° с. ш. и состоящие главным образом из сосны и ели, с примесью берёзы, осины и других лиственных пород. Южнее — смешанные хвойно-широколиственные леса на дерново-подзолистых почвах, а на полуострове Сконе — широколиственные леса из дуба и бука на бурых лесных почвах. На севере обширные территории занимает тундровая зона Шведской Лапландии. Береговая линия сильно изрезана и изобилует шхерами и островными группами. Длина береговой линии 3,218 км.

В геологическом отношении большая часть Швеции расположена в пределах Балтийского щита, сложенного древними кристаллическими и метаморфическими породами в основном гранитными.

Добывающая промышленность представлена добычей и обогащением железной руды (доля в мировой добыче — 2 %), меди (1,2 %), свинца (3,8 %), цинка (3,7 %) и сульфидных руд. Швеция — главный экспортер железной руды и — наибольший в Европе. Ведется также добыча урана, пирита, цинка, золота, серебра, вольфрама, мышьяка, полевой шпата, графита, извести, кварца, серы. Сырьевой потенциал Швеции достаточно велик для собственного обеспечения и поставок продукции на экспорт, но очень многие месторождения трудны для их прохождения и извлечения минерального сырья. В Швеции в связи с эти было разработано специальное законодательство, которое снижает риск нерационального использования. Горная промышленность Швеции развита хорошо, но есть еще много неоткрытых месторождений, по многим полезным ископаемым есть потенциал для разведки. Соответственно необходимо проводить геологоразведочные работы.
Животные в Швеции не очень разнообразны (около 70 видов), но зато их много. На севере в Лапландии можно увидеть стада северного оленя. В лесах водятся лоси, косули, белки, зайцы, лисицы, куницы, в северной тайге- рыси, росомахи, бурые медведи. Птиц насчитывают около 340 видов, а рыб до 160 видов.

в 1964 году вступил в силу закон об охране окружающей среды, и в Швеции, первой из европейских стран, появились национальные парки (первый из них был создан еще в 1909 году). Сейчас в Швеции около 16 национальных парков и около 900 заповедников.

После таяния ледников территории Скандинавского полуострова стали постепенно заселяться народами, основным занятием которых были охота и собирательство. Заселение началось с южной части полуострова, который со временем оказался поделён на несколько областей влияния, наиболее могущественной из которых оказалась Свеаланд. Королевская власть усилилась в XIV веке, и территории Северной Европы объединились в Кальмарскую унию. Союз распался через некоторое время и, после длительной войны между сторонниками независимости и датской Ольденбургской династии, к власти в Швеции пришёл король Густав Васа (Густав I).

Король Густав ВасаВ течение XVII века Швеция была значительной силой в Европе благодаря своей опытной и эффективной армии. В последующее столетие королевству оказалось не под силу удерживать свои обширные завоевания — в результате Великой Северной войны Россия обрела власть в большей части северной Европы и в 1809 г. Швеция потеряла восточную половину своих территорий.

Индустриализация XIX века пришла в Швецию достаточно поздно, начало строительства железных дорог в 1860-х гг. стало важным фактором для развития страны. Начали появляться первые предприятия, в частности, в области электротехники и химии. В 1876 г. была основана всемирно известная компания Ericsson. Однако, в начале XX века Швеция оставалась на аграрно-промышленном уровне развития хозяйства, а индустриальная инфраструктура там только начинала складываться. Швеция, по сравнению с другими странами региона, усиленно развивала металлургическое производство и машиностроение. Становление индустриального общества в этой стране тормозилось крайне низкой плотностью населения и его слабой мобильностью. Городские центры развивались очень медленно, уровень урбанизации был низок, население оставалось преимущественно сельским, причем сохраняющим традиционные психологические черты, в частности, присущий скандинавам крайний индивидуализм. Но из скандинавских стран Швеция была на тот момент сильнейшим государством, её экономика характеризовалась ускоренными темпами развития, активно развивалась наука, постепенно увеличивался объём импорта и экспорта, в связи с этим наблюдался подъем жизненного уровня и улучшение демографической обстановки.

Развитие в начале XX века
В Швеции в начало века активно обсуждался вопрос о Шведско-Норвежской унии. В 1905 году на плебисците норвежцы высказались против сохранения унии. Россия первая признала независимость Норвегии. Шведы не хотели так просто отпускать норвежцев и даже готовили армию, но не получили поддержки военных держав.

1905—1920 — время демократического прорыва. В это время у власти находилось либеральное правительство Карла Стаафа.

После распада Шведско-Норвежской унии на повестке встала проблема избирательного права; избирательная реформа была проведена только в 1909 г.; Швеция, таким образом, последней их североевропейских стран приняла закон о всеобщем избирательном праве. Социально-политические устремления либерального правительства нашли выражение в широкой реформистской работе, особенно в законодательной области, относящейся к охране труда; в 1913 г. был принят первый в истории Швеции закон о всеобщих народных пенсиях. Он может рассматриваться как прелюдия широкомасштабного социального законодательства, развитие которого характерно для XX века.

Ещё одна проблема касалась национальной обороны. Она расколола страну на два лагеря: сторонники укрепления национальной обороны (консерваторы, крестьяне, часть либералов) и противники увеличения военных расходов (либералы и социал-демократы) В 1914 г. был организован так называемый «Крестьянский поход» сторонников увеличения расходов, в отместку на него был организован и «Рабочий поход» противников. Все это привело к внутриполитическому кризису и отставке Стаафа в 1914 г.

Внешняя политика в начале XX века
Внешняя политика во многом определялась двумя аспектами международных отношений того времени: во-первых, это были предвоенные годы, и великие державы уже достаточно долго готовились к войне за передел мира. Во-вторых, внешнеполитическая деятельность североевропейских стран была связана с их различной блоковой ориентацией и подчеркнутым нейтралитетом в европейских и мировых конфликтах.

Ещё задолго до первой мировой войны Швеция испытывала сильное германское влияние. Швеция склонялась к союзу с Германией и усиливала военные приготовления, обосновывая их опасностью со стороны России, вызываемой политикой России в Финляндии. В начале войны все скандинавские страны заявили о своем нейтралитете. Но этот нейтралитет всё же склонялся в пользу той или иной из воюющих сторон. Швеция была благосклонна к Германии.

В начале войны Швеция заявила о своем нейтралитете. В период войны между политическими партиями Швеции сохранялся гражданский мир. Действовала особая система хозяйствования и карточная система. Нейтральное положение благоприятно сказывалось на развитии экономики. Уже в первые годы войны Швеция была завалены заказами воюющих сторон, в связи с чем государству удалось расширить производство, погасить задолженности по иностранным займам, скопить крупные золотые запасы.

Швеция поставляла в Германию промышленное сырье. Шведские предприятия очень хорошо стали зарабатывать на поставке военных товаров, железа и продовольствия в Германию. (Вообще в Швеции существовало движение в поддержку Германии — «движение активистов»). Но это вызывало протест со стороны Англии, которая заблокировала шведское судоходство. Это в сочетании с неурожаем вызвало тяжелый продовольственный кризис 1917—1918 годов. Политические противоречия обострились до такого накала, что показалось, что Швеция стоит на грани революции.

После того, как союзники по Антанте блокировали Швецию, едва не начался конфликт, который был погашен с большим трудом. В последний период войны на союз с Антантой ориентировалась уже вся Скандинавия. Важными для этого региона были решения Парижской мирной конференции. Швеция отдала Финляндии Аландские острова (при этом Россия была против такой передачи). Поражение Германии в 1918 году вызвало к жизни ещё более настойчивые требования дальнейшей демократизации.

Внутренняя политика в межвоенный период
После войны на выборах во вторую палату Риксдага либералы и социал-демократы получили вместе большинство, лидеры двух партий Нильс Эден и Яльмар Брантинг объединились, чтобы сформировать правительство. Эта коалиция большинства обычно рассматривается как определенный прорыв в истории парламентаризма в Швеции. Реформа 1909 г. не удовлетворяла многие партии, поэтому выдвигались требования дальнейшей демократизации избирательной системы.

Политическая ситуация в Европе и Швеции способствовала тому, что кабинет Эдена-Брантинга добился соглашения по конституционному вопросу на чрезвычайной сессии Риксдага в 1918 г. В 1921 г. оно приобрело статус конституционного закона. Новый закон об избирательном праве упразднял существующий имущественный ценз на коммунальных выборах. Закон предоставлял право голоса и право быть избранным что женщинам наряду с мужчинами. Полная демократизация избирательной системы означала, влияние промышленных рабочих и, следовательно, партии социал-демократов на политику увеличилось.

1920—1932 — правительства парламентского меньшинства у власти.

В 1920 году Швеция вступила в Лигу Наций и активно принимала участие в её работе. Снова был поднял вопрос Аландских островов: нужно было решить, кто будет обладать суверенитетом над Аландами после получения ими права на самоопределение, вопрос был поставлен в Лиге Наций и решён в пользу Финляндии, но за островами признавалась широкая автономия, предполагавшая защиту там шведской культуры и языка.

В период с 1920 по 1932 г. ни одна партия не получала большинство голосов в Риксдаге. Положение в парламенте не позволяло сформировать сильное правительство и в течение этого периода в Швеции сменилось не менее 11 премьер-министров в девяти различных кабинетах, при этом важные политические решения принимались парламентскими комитетами. Недолгое пребывание у власти правительств не повлекло каких-либо серьёзных социальных реформ.

С точки зрения экономического развития этот период можно разделить на три части: послевоенная депрессия 1920—1922, восстановление экономики 1922—1930, международный экономический кризис и депрессия 1930—1933 гг.

В Швеции ожидали, что после войны страна быстро восстановится, но здесь, как и в остальных странах Европы, началась депрессия, возникшая вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25 % ниже уровня 1913 года. Безработица превысила 25 %. Но в середине 1920-х гг. конъюнктура стала улучшаться, безработица снизилась, что подняло уровень жизни больших групп населения.

В 1930 году Швецию настиг мировой экономический кризис: спрос на экспортируемую продукцию сильно упал, это вызвало сокращение производства и высокую безработицу до 30 %. Сократились валютные запасы, Швеция была вынуждена отказаться от обмена бумажных денег на золото.

Социал-демократическая политика благосостояния (1932—1939) гг.
Выборы 1932 г. принесли победу социал-демократам и Крестьянскому союзу. Результаты выборов позволили социал-демократам под руководством Пера Альбина Ханссона сформировать правительство. Их задача состояла в смягчении последствий экономического кризиса и в преодолении безработицы. С этой целью была разработана антикризисная программа. Первоочередной целью новой политики было создание бескризисной экономики с помощью активного государственного вмешательства(кейнсианство). В 1933 г. была заключена так называемая «сделка» между социал-демократами и Крестьянским союзом, она была необходима, так как социал-демократы не обладали большинством в парламенте. В итоге был разрушен блок буржуазных партий, противостоящих социал-демократам, социал-демократия заняла прочное положение, укрепилась легитимность парламентской системы, была заложена основа длительного пребывания социал-демократов у власти, поскольку избиратели поверили в их способность управлять шведской экономикой.

В начале Второй мировой войны был объявлен нейтралитет. Советско-финская война глубоко задела чувства шведского народа, в связи с чем была организована разного рода помощь Финляндии. Через территорию Швеции существовал транзит оружия немецким соединениям на севере. Вообще в 1940—1941 гг. Швеция испытывала сильное давление со стороны Германии. Ей приходилось предоставлять Германии всевозможные привилегии и уступки. Во время войны страна интенсивно вооружалась. Вообще Швеция благодаря своей осторожной политике смогла легко перенести военный период, политическая жизнь в целом была спокойной. В 1945 году коалиционное правительство ушло в отставку и на смену пришёл чисто социал-демократический кабинет Пера Альбина Ханссона, в 1946 г. его преемником стал Таге Эрландер. Уже в 1944 г. социал-демократы выдвинули «послевоенную программу рабочего движения», нацеленную на закладывание основ всеобщей системы социального обеспечения, которая охватывала бы всех граждан, а также создание эффективной частнопредпринимательской экономики с помощью планового ведения хозяйства. Но эта программа встретила противодействие со стороны буржуазных кругов. Но тем не менее, раздел этой программы, касающийся социальной политики, был выполнен; были приняты, к примеру: всеобщее страхование по болезни, пособие на детей, новый закон о защите труда (1948), были увеличены отпуска, введена девятилетняя школа.

В 1946 году Швеция стала членом ООН.

Период «красно-зеленой» коалиции (1951—1957)
В этот период проводилась жесткая экономическая политика, в связи с ростом цен и инфляцией. В 1951 г. было сформировано коалиционное правительство социал-демократов и Крестьянского союза. Годы сотрудничества в политическом плане были относительно спокойными для Швеции. Правительственные партии сосредоточили свое внимание на проведении начатых реформ: страхование по болезни, индексация пенсий и пособий на детей, стипендии для студентов и т. д. Реальный рост зарплаты в 1950-е гг сделал возможным ежегодное повышение жизненного уровня для всех групп населения, как никогда был высок спрос на товары и услуги, но 1950-е годы жилищного кризиса. К 1957 г. коалиция распалась. Тенденция равномерного экономического роста, которая была характерна для развития шведской экономики после Корейской войны, сохранялась на протяжении всех 1960-х гг. и в начале 1970-х. В период с 1950 по 1973 год стоимость промышленной продукции в Швеции в постоянном денежном выражении выросла на 280 %.

«Шведская модель» достигла в эти годы своего расцвета. Сотрудничество между трудом и капиталом, заключение централизованных договоров, либеральная экономическая политика, направленная на увеличение экономического роста — всё это способствовало созданию отношений доверия между сторонами на рынке труда. Жизненный уровень в Швеции стал одним из самых высоких в мире. Прибыль и зарплата в промышленности росли рекордными темпами. В качестве основополагающего принципа действий на рынке труда была выдвинута политика солидарности в области зарплаты. Произошло значительное расширение общественного сектора, что было логичным следствием создания общества всеобщего благосостояния. Инфраструктура — дороги, больницы, школы, коммуникации — развивалась быстрыми темпами. Начало формироваться постиндустриальное общество. В 1974 г. была принята новая конституция, король лишался всякой политической власти, он оставался лишь главой внешнеполитического комитета, на смену двухпалатному парламенту пришёл однопалатный риксдаг. С середины 1970−х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким кризисом производства экономическое положение страны заметно осложнилось. Отдельные отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причём в огромном масштабе. В связи с этим некоторые экономисты заговорили о крахе шведской модели, кризисе государства благосостояния, чрезмерном уровне личного налогообложения и быстро разрастающемся государственном секторе, вытесняющем частные фирмы. В 70-е годы сырьевая зависимость из основы шведского благосостояния превратилась в фактор, в значительной мере более усложняющий экономический рост.

Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и чёрной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий. В начале 1980-х годов в центре политических дебатов оказались такие проблемы, как почти полное прекращение экономического роста, снижение конкурентоспособности Швеции на мировом рынке, влияние инфляции и бюджетного дефицита и появление — впервые после 1930-х годов — значительной безработицы (4 % в 1982). Правительство Пальме, поддерживаемое профсоюзами, опубликовало свою программу «третьего пути», среднего между коммунизмом и капитализмом. Пальме разделял идеи президента Финляндии У. К. Кекконена о закреплении безъядерного статуса Северной Европы.

В феврале 1986 Улоф Пальме был убит на одной из улиц Стокгольма. Ингвар Карлссон, преемник Пальме, столкнулся с растущим рабочим движением, скандалами, и быстрым спадом экономики после 1990. Во второй раз о кризисе и крахе шведской модели иностранные и местные аналитики заговорили с начала 90−х годов, когда в стране возникли новые острые социальные, экономические и политические проблемы. Государственный сектор, который был эффективным в 50-60−х годах, находился в состоянии перманентного кризиса. Безработица достигла 13 % — исключительно высокого показателя по шведским стандартам. Участились забастовки. Размер национального долга приблизился к объёму годового ВВП, а дефицит государственного бюджета достиг 11 %. Возникли и сильные противоречия между прежде едиными профсоюзами и социал-демократами. Проблемы государственных финансов и усиление политических разногласий сопровождались ростом этнической напряженности в стране, противоречивым решением вступить в Евросоюз и постоянными дебатами о значении шведского нейтралитета.

Экономический спад начала 90-х годов привел к резкому увеличению безработицы, государственного долга и бюджетного дефицита в государственном секторе. Упорядочение государственных финансов и введение политики низкого уровня инфляции, а также развитие отраслей связи и информационных технологий позволили добиться высоких темпов экономического роста во второй половине 90-х годов. Пик был достигнут в 2000 году; после этого на шведской экономике начал сказываться фактор общемирового экономического спада. Рост объёма шведского экспорта сдерживается невысоким спросом на автомобили и технологии связи на зарубежных рынках, а также снижением темпов экономического роста в еврозоне.

К началу 1990-х годов уровень безработицы в Швеции достиг среднеевропейского уровня и находился в пределах от 10 до 14 %. После падения Берлинской стены в 1989 г. шведская политика полного нейтралитета была пересмотрена, и правительство выразило желание вступить в Европейский союз.

Швеция стала членом ЕС в 1995 г.

Выборы 2006 года
Победила консервативная коалиция, в которую входят Умеренная коалиционная партия, Партия Центра, Народная партия и Христианско-демократическая партия, получила 48,1 % голосов. В поддержку Социал-демократической партии в союзе с Партией зелёных и Левой партией высказались 46,2 % избирателей.

Кроме шведов в Швеции проживает более 17 тысяч саамов, более 50 тысяч коренных финнов, а также более 450 тысяч этнических финнов, иммигрировавших в страну в течение XX века, а также их потомков.

Швеция, будучи еще в XX веке страной эмиграции, в настоящий период превратилась в страну, прежде всего, иммиграции. Современное шведское общество можно по праву назвать мультикультурным, то есть социально разнородным, включающим в себя представителей различных этносов и культур. Исторически Швеция всегда была этнически гомогенной страной, большую часть населения составляли шведы и этническое меньшинство — саамы, которые в XVIII—XIX веке кочевали по территории Северной Европы, а сейчас живут на севере страны.

В самой Швеции проживает около 9,1 млн чел. Середина XIX века вплоть до 1930-х годов — это период массой эмиграции, люди покидали страну в поисках благосостояния из-за нищеты, религиозных преследований, нехватки веры в счастливое будущее, политических ограничений, из-за тяги к приключением и на волне «золотой лихорадки». В период первой мировой войны эмиграция замедлилась, в связи с ограничением иммиграции в США.

После Второй мировой войны Швеция становится страной иммиграции. До войны страна оставалась этнически однородной, во время войны основную часть иммигрантов составляли беженцы, в 30-е годы в страну иммигрировали возвращавшиеся из США шведы. Начиная с 1930х годов, и по сей день, за исключением нескольких лет в 1970х годах, иммиграция превышает эмиграцию. В 1950-60е годы в страну хлынул большой поток иммигрантов, в связи с ростом промышленности, необходимостью трудовых ресурсов, а также большое количество военных беженцев из Германии, скандинавских соседей, из балтийских государств. Многие из них впоследствии вернулись на Родину, большее количество осталось, особенно это касается выходцев из Прибалтики. В послевоенный период страна пополняла свои трудовые ресурсы за счет иммигрантов из других частей Скандинавии, Югославии, Греции, Италии и Турции. С конца 60-х годов в Швеции была введена регулируемая иммиграция.

В 1980е годы по всей Западной Европе наблюдался приток ищущих убежище беженцев из Ирана, Ирака, Ливана, Сирии, Турции, Эритреи. К концу десятилетия беженцы из Сомали, Косова и некоторых бывших государств Восточной Европы начали присоединяться к очереди ищущих убежище. Таким образом, на современном этапе развития, можно с уверенностью назвать Швецию страной иммиграции. Около 15 % населения Швеции либо иммигрировали в страну, либо растут в семьях иммигрантов. Благодаря этим новым шведам прежде моноязычное шведское общество с гомогенной этнической структурой стало обществом мультикультурным и интернациональным. На сегодняшний день каждый пятый гражданин страны имеет иностранное происхождение. Чтобы наглядно увидеть увеличение иммиграционных процессов в стране, стоит обратить внимание на тот факт, что прирост населения в 2007 году на 75 % состоял из иммиграционного притока в страну, и лишь на 25 % население увеличилось за счет рождаемости в стране. Наблюдается процентное увеличение иммигрантов из Ирака, Румынии, Болгарии и Польши. Стоит признать, что положение иммигрантов в Швеции находится на более высоком уровне, нежели в других европейских странах.

Под воздействием иммиграционных потоков менялось само общество, а также экономическая ситуация в стране, при этом стоит признать, что влияние иммигрантов на экономику можно оценить как неоднозначное, так как оно имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Что касается социальной стабильности, то в данной области тоже существует немало проблем, связанных с этническим и культурным разнообразием и интеграцией иммигрантов в шведское общество. Важно учитывать, что правительство принимает шаги по улучшению обстановки в стране, совершенствуя законодательство, создавая специализированные структуры, занимающиеся данной проблематикой, вырабатывая стратегии толерантности между этническими и культурными группами внутри государства. Цель правительства Швеции состоит в достижении согласия, действительного политического, культурного, социального равноправия и равенства различных групп населения. Для этого и осуществляется политика мультикультурализма, но её осуществление сопровождается рядом социальных проблем, что приводит к пересмотру иммиграционной политики государства, её целей и направлений. В связи с этим меняется законодательство в иммиграционной сфере, принимаются новые законопроекты и вносятся поправки в действующие законы. Изменяется процедура принятия иммигрантов в страну, получения статуса беженца, выдачи вида на жительства, трудоустройства и т. д.

Большинство населения (79 %) принадлежит Церкви Швеции — лютеранской церкви, отделённой от государства в 2000 г. Также присутствуют католики, православные и баптисты. Часть саамов исповедуют анимизм. Вследствие иммиграции в стране появились представители ислама.

Языком де факто является шведский, принадлежащий группе германских языков, родственный норвежскому и датскому языкам, от которых отличается произношением и орфографией. В стране, однако, отсутствует официальный язык — поскольку шведский занимает доминирующее положение, то никогда не поднимался вопрос о признании его официальным.

Языками национальных меньшинств признаны саамский, меянкиели, финский, цыганский и идиш. Первые три из них могут использоваться в государственных и муниципальных учреждениях, судах, детских садах и домах престарелых в некоторых частях лена Норрботтен.

Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 78 лет, у женщин — 83 года